Лень, леность, праздность — давняя и излюбленная очень
многими авторами тема.
Разговор о ней всегда связан с разными системами
ценностей и, соответственно, трактуется по-разному. Ее хвалят и ругают
Подавляющее
большинство текстов на эту тему можно разделить на те, которые ругают лень, и
те, которые ее хвалят. Ясно, что первый жанр явно преобладает. Поругание лени
мы встречаем в текстах, посвященных проблемам человеческой этики. В таком
распространенном издательском жанре, как «Словарь афоризмов» или «Словарь
крылатых изречений», мы найдем целый веер изречений, бичующих лень и
праздность. Найдем среди них и такие, которые трактуют лень как нечто
неизбежное, как реальную часть жизни наших желаний. Похвала праздности —
наоборот, более редкий жанр. Чаще всего речь идет о художнике или поэте, для
которых праздность — условие их творческой свободы.
Лень лени рознь
Сколько
видов деятельности, столько и видов лени. Все ситуации, в которых человек
«ленится», радикально отличаются одна от другой. От какой работы отлынивает
человек, чтобы мы могли считать его ленивым? С какого минимума исполняемой или
неисполняемой работы можно считать, что мы имеем дело именно с ленью? Где
количественные критерии, по которым мы определяем ленивое поведение? Может ли
быть лень где-то «в глубине души», при том, что трудовая деятельность идет
полным ходом? На все вопросы, связанные с «сущностью» лени, ответить очень
сложно. Лень, скажем так, весьма относительна, «лени вообще» не существует.
Человек, ленивый в одной сфере деятельности, вполне может быть активным в
другой. Важно понять: «против чего» мы ленимся.
Лень и власть
Обвинение
в лени всегда исходит от того, кто стоит у рычага власти. Ленив всегда
подчиненный. Всегда будет ленив раб в глазах надсмотрщика, крестьянин в глазах
помещика, рабочий в глазах бригадира и так далее. С другой стороны, всякое
движение по карьерной лестнице традиционно обозначало уменьшение объемов
физического труда в пользу умственного.
Деятельность
человека, достигшего вершин иерархии, заключается, скорее, в распределении
обязанностей и контроле над работой других. О феномене «демонстративной
праздности» писал американский социолог Торстен Веблен. Он заключается в том,
что высокая статусная позиция несовместима с большой занятостью.
Власть
также связана с привилегиями. Большинство привилегий, которые мы встречаем в
истории, так или иначе имеют отношение к возможности не трудиться. Поэт и
художник или держатель власти выходят из обычного режима трудовой повинности.
У лени своя биография...
Теория
географического детерминизма объясняет все проблемы, связанные с ленью,
влиянием климата и географического положения. Есть страны, народы, нации более
ленивые и, соответственно, более трудолюбивые.
Закономерность
здесь чаще всего следующая: лень — это то, что обычно движется с севера на юг.
Этот взгляд очень долго оправдывал идеологию колониализма — «просвещенный
европеец» является в «отсталую» африканскую или азиатскую страну с тем, чтобы
научить правильно, добросовестно работать «ленивых и непросвещенных»
аборигенов. Так оправдывалось колониальное закабаление.
...И своя история
Историческое
время лени распределяется по разным периодам. «Рационально-трудолюбивые»
периоды сменяются «романтически-ленивыми». Например, Просвещение конца XVIII
века очень высоко ценило трудовое усилие, сменивший его романтизм начала XIX —
наоборот. Если в те периоды, когда «на повестке дня» просвещение, прогресс,
восстания, труд оцениваются в большей степени положительно, то в периоды
реакции, наоборот, часто видим тексты, воспевающие праздность. В качестве
примера можно привести классические тексты немецких романтиков, такие как
«Люцинда» Фридриха Шлегеля с отдельной главой «Похвала праздности» и «Из жизни
одного бездельника» Йозефа Эйхендорфа. Лень восхвалялась там как качество
«богоподобное».
Нет никакой русской лени
«Русская
лень» относится к тем же мифам, что и любой другой миф о лени южан или людей
Востока по сравнению с «трудоголиками» Запада. Этот миф давно стал общим местом
в любых рассуждениях о своеобразии русской культуры. При этом нет никаких
серьезных научных данных о том, что русские работают меньше. Чаще всего такие
утверждения вырастают из ошибочной логической стратегии, которую принято называть
«сверхобобщение», то есть речь идет о выводах, сделанных на небольшом
количестве наблюдений.
Лень родом из детства
У
человека, как известно, период «физиологической незрелости» самый длинный среди
всех живых существ. Детский период закрепляется как некий повод для
воспоминаний о счастливом недеятельном прошлом. Воспитание и образование, в
сущности, сводятся к тому, чтобы перенести ребенка из мира детской праздности в
мир взрослой активности.
Весьма
важен «педагогический» контекст лени: ребенок в глазах педагога всегда ленивое
существо, прогуливающее уроки, невнимательно слушающее, нерадивое в исполнении
домашних заданий. Тема лени очень востребована в педагогике. Ребенок —
существо, близкое к периоду «физиологической незрелости», последствия этого периода
преодолеваются всю жизнь.
Лень — это грех
Любая
религия так или иначе осуждает лень. Известно, что в католичестве лень включена
в число семи смертных грехов. Известно, однако, что Средневековье, да и
значительная часть Нового времени на самом деле отмечены довольно
снисходительным отношением к праздности. В Средние века любой повод был хорош
для учреждения праздника. Человек отдыхал каждый третий день, а в иных местах и
того чаще. Все это исчезло с распространением протестантизма с его суровой
трудовой этикой («Молись и работай!», «Время — деньги!») и становлением
современного капитализма.
Это болезнь?
Из
религии лень переместилась в медицину. В XIX веке популярны были книжки под
названиями вроде «Лень и ее лечение». С нею стали бороться разными средствами:
режим труда, сна и питания, водные процедуры, фармакология.
Психиатры
придумали для лени целый ряд клинических диагнозов: астения (бессилие), апатия
(безразличие), абулия (безволие). Лень безусловно связана и с истерией.
Сущность истерии — демонстрация вместе с манипуляцией. Истерический симптом
направлен на извлечение определенных выгод, одной из которых может быть привилегия
не работать.
Завтра, завтра, не сегодня...
Очень
актуальный контекст, связанный с леностью, — это сегодняшняя психология труда.
Множество исследований посвящено психологическому феномену, который многие
хорошо знают по собственному опыту: он обозначен термином прокрастинация —
«откладывание на завтра». Эта болезнь, которой больны очень многие, а лекарства
пока нет.
Первый большой лентяй
В
поисках классического образа бездельника принято ссылаться на героя романа
Ивана Гончарова Илью Обломова. На этого персонажа ссылаются и в разговорах о
так называемой русской лени. Но и в других культурах существует достаточно
образов лентяев. Один из самых древних персонажей в этом ряду — знаменитый
Диоген Синопский, прообраз современного бомжа. Он подчеркнуто избегает всякого
труда, всем демонстрирует свою нищету (проживая в бочке), свою маргинальность.
Всеми возможными способами скандализирует общество.
Утопия — место для лени
Утопия,
один из самых распространенных жанров в истории литературы, отмечен присутствием
лени. Утопическое мышление, в сущности, оперирует желаниями (wishful thinking).
Одно из этих желаний — не работать. Его мы обнаруживаем уже в античных утопиях:
у Феопомпа земля родит сама, урожай собирается без усилий, хлеб печется сам. Те
же самые сюжеты мы видим в разных народных утопиях, которые существуют во всех
национальных культурах. Это страна Шлараффия в немецкой народной мифологии,
страна Кокань во французской, край с молочными реками и кисельными берегами в
русской. Представления о рае всех религий полностью исключают труд.
От
народных утопий интерес к изменению соотношения труда и праздности в пользу
последней переходит уже к социалистам-утопистам. В любом утопическом проекте,
будь то у Томаса Мора или у Шарля Фурье, у Томмазо Кампанеллы или Роберта
Оуэна, пристальное внимание уделено соотношению «труд — праздность». Здесь
всегда подразумевается радикальное сокращение рабочего дня, а главное —
превращение труда в игру и наслаждение. Все те же самые мотивы мы обнаружим
потом у марксистов. Так, зять Карла Маркса Поль Лафарг опубликовал в 1880 г.
знаменитый памфлет «Право на лень». Он провозглашает право на нее, то есть на
досуг, как одну из важных целей в борьбе пролетариата за свои права.
Как
правило, добродетель относится к сфере желаемого, в то время как пороки — к
сфере действительного. Трудолюбие выступает как некая желанная цель, в то время
как лень — реальность, с которой мы имеем дело каждый день. Лекарство от лени
только одно — работать, хотя этот совет похож на рецепт таблеток от жажды, которые
надо принимать, запивая водой.
*
* *
Послесловие
Лень,
если быть объективным до конца, является, пожалуй, одной из составляющих
двигателя прогресса. Не хочется ходить в тренажерный зал — «купите наш
вибропояс!», — кричит реклама.
Вспомните,
еще совсем недавно, чтобы переключить канал, нам приходилось встать и подойти к
телевизору — щелкнуть другую кнопку. Эти времена давно уже прошли и мы успешно
управляем электроникой и прочей умной техникой с помощью пульта дистанционного
управления не вставая с любимого дивана.
Нам
стало лень готовить еду и супермаркеты предлагают широчайший выбор уже готовых
к употреблению продуктов — только разогреть и вкусное жаркое готово! А то и
вовсе можно заказать, например, ту же пиццу, с доставкой на дом. И никаких вам
лишних телодвижений и походов в магазин!
Лень
идти на почту, чтобы отправить письмо или поздравительную открытку своему
школьному другу? Зачем, когда есть email?! Теперь даже личным счетом в банке можно управлять со
своего домашнего ПК!
Примеров
можно привести воз и маленькую тележку. Но суть в том, если бы лень не была
одной из составных черт человека, мы бы, вероятно, до сих пор жили в каменном
веке. Ведь именно она, как бы не казалось парадоксальным, заставляет нас
изобретать и работать, чтобы сделать нашу жизнь (и те же условия труда) более
комфортной и, как следствие, ленивой, малоподвижной и беззаботной.
Александр Сосланд, «Психология на каждый день» фото:http://onlyrockgirl.ltalk.ru/
Источник: http://www.lubomarti.ucoz.ru |