Lubochka | Дата: Воскресенье, 14.10.2012, 01:24 | Сообщение # 1 |
Мастер
Группа: Администраторы
Сообщений: 2797
Статус: Offline
| Изучая детские рисунки, психологи выявили четкие возрастные стадии в развитии навыков рисования
По ним можно косвенно оценить уровень умственного развития ребенка. С помощью рисунков можно выявить и особенности его характера.
Рисуя какой-либо объект, ребенок невольно, а иногда и сознательно, передает свое отношение к нему. Он прежде всего нарисует то, что наиболее важно и значимо, а вот второстепенному уделит гораздо меньше внимания. При изображении особенно волнующей темы проявятся и признаки тревоги.
Существуют характерные возрастные закономерности в изображении человека. От 3 до 4 лет. Предметный рисунок появляется у детей приблизительно к трем годам. В ходе последующего развития ребенка изменяется способ изображения и увеличивается количество деталей. Вплоть до 4-летнего возраста норме соответствует так называемый головоног, представляющий собой округлую голову и отходящие от нее или расположенные рядом черточки – руки и ноги (количество которых может быть различно).
От 4 до 5 лет.
Ребенок переходит к рисованию примитивной схемы, содержащей кроме головы, рук и ног изображение туловища человека. Ноги располагаются по бокам туловища, руки обычно начинаются от его середины.
От 5 до 6 лет.
Последующее развитие рисунка состоит в переходе к изображению толщины рук и ног. 5-летний ребенок рисует конечности двойными линиями. Руки по-прежнему изображаются от середины туловища, второстепенные детали (пальцы, волосы, брови) отсутствуют или немногочисленны. На 6-м году жизни ребенок овладевает представлениями о вертикали и горизонтали, если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении, словно падающего, то теперь он рисует его стоящим строго вертикально.
От 6 до 7 лет.
К 6 годам ребенок часто рисует руки человека от верхней части туловища. На рисунке появляются второстепенные детали. Для 6-летнего возраста нормой является детализированное изображение, ребенок рисует человека с шеей, пальцами, ступнями, появляется одежда.
В период младшего школьного возраста, при нормальном развитии навыков рисования, человеческая фигура изображается реалистично. Рисунок, на котором разные части тела не «приклеены» друг к другу, как на схеме, а плавно переходят одна в другую без резкой границы, принято называть пластическим. Это наиболее заметно на переходах от шеи к плечам, от плеч к рукам и от туловища к ногам.
|
|
| |
Lubochka | Дата: Воскресенье, 14.10.2012, 01:25 | Сообщение # 2 |
Мастер
Группа: Администраторы
Сообщений: 2797
Статус: Offline
| От 7 до 8 лет.
Характерно сочетание элементов пластического и схематического изображения с преобладанием последнего. При этом одни части тела соединены между собой без резкой границы, а другие как бы приклеены.
От 8 до 9 лет.
В этом возрасте соотношение пластических и схематических элементов уравнивается. Например, вся верхняя часть тела изображена пластически, а нижняя – наоборот.
От 10 до 12 лет.
Примерно с 10 лет пластические элементы начинают преобладать над схематическими. Рисунки детей предподросткового возраста в целом производят впечатление реалистических, но ребенок еще недостаточно владеет способами изображения тех или иных деталей.
От 12 до 14 лет.
Для подросткового возраста типично полностью пластическое изображение человеческой фигуры.
Норма или отклонение?
Рисунки – это всегда какие-то сообщения, зашифрованные в образах. Однако специалисты предупреждают, что начинать расшифровывать их надо не раньше, чем ребенку исполнится 4 года.
От этой тенденции могут быть значительные индивидуальные отклонения. Например, если после 4 лет ребенок все еще рисует головонога, это говорит о его замедленном развитии.
С 6-летнего возраста признаком отставания служат рисунки, на которых конечности нарисованы черточками. С 8 лет о задержке говорят чисто схематические рисунки без попыток, хотя бы и неудачных, передать реальные формы отдельных частей тела.
Отставание от возрастных норм может быть вызвано тем, что в семье не поощряются занятия рисованием. Если же поощрение ярко выражено, стоит обратиться к специалистами и отвести ребенка на обследование, которое выявит возможное отставание в развитии.
А вот опережающее развитие в изобразительной деятельности может быть связано как с ускорением темпов умственного развития, так и с наличием художественных способностей.
Автор: Галина Чиркина, психиатр
|
|
| |