День
памяти мученика архидиакона Лаврентия и др. В этот день отмечается
память блаженного Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского. Лаврентий.
Лаврентий считается в народе целителем глазных болезней,
«глазоцелителем». Ему молятся о прозрении ослепших глаз. Он исцелял
всех, кто бы с какими болезнями, недугами к нему ни обращался. Лаврентия
называют целителем, водоколебателем. «Коли вода в этот день в полдень
тиха, не волнуется - осень будет тихой, а зима без злых метелей». Начинает изменяться окраска листьев липы (длится примерно месяц). Обрезают верхушки малины.
24 августа
День мученика Евпла (304). Евпл проповедовал учение Христа, читал и объяснял Евангелие. За это был предан мучениям и казнен. Евпл.
В Рязанской губернии этот день называли Евпатий Коловрат, Болотные
огни, Белый конь, Чудеса на болоте. Бытует поверье, что 24 августа (11
августа по ст.ст.) на болоте бывает слышен свист, песни, а никого нет.
Из болота выбегает белая лошадь, бегает по могилам и жалобно плачет. Созревает облепиха. Корневая подкормка деревьев и кустарников (без азота). Стрижка овец.
25 августа
День памяти мучеников Фотия, Аникиты и др (306). 25
августа - 10 сентября - первые ранние заморозки в воздухе. Начинают
опадать отдельные листья у клена. Сбор яблок сортов Мелба, Боровинка;
груши Бессемянки.
26 августа
День памяти святителя
Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца (1724 - 1783).
Святитель Тихон был духовным писателем. День перенесения мощей Максима
исповедника (662). Посадка луковиц лилий. Созревание розовой вишни.
27 августа
Конец лета. Начало осени - 29 дней, до 24 сентября. День пророка Михея. Ему принадлежит пророчество о рождении Спасителя мира. Михей-Тиховей.
Михей. Михеев день. Тихий ветер в этот день - к ясной осени. Михей с
бурей - к ненастному сентябрю. День ясный - к ведренной осени. Михеев
день «с бабьим летом бурей-ветром перекликаются». «Михеев день Успенский
пост кончает, осеннему Мясоеду навстречу идет, с бабьим летом
бурей-ветром перекликается».
28 августа
Успение Богородицы. Бабье лето Начало молодого Бабьего лета (до 11 сентября).
Успение
Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Успение - это
конец земной жизни Богородицы и переселение ее в жизнь небесную. После
вознесения Иисуса Христа на небо Пресвятая Богородица жила на земле 15
лет. Она жила в Иерусалиме у евангелиста Иоанна Богослова, которому
Иисус завещал заботиться о своей матери и быть при ней вместо сына, а ей
для него вместо матери. Мария проповедовала о Христе Спасителе. Часто
посещала те места, где был ее сын во время земной жизни. Однажды ей
явился архангел Гавриил и сказал, что она умрет через три дня. Так и
случилось. Богородица как бы заснула на одре. Тело было погребено в
Гефсиманской пещере. Но через три дня было обнаружено, что гроб пуст, а
сама Божия Матерь вознеслась на небо. Конец Успенского поста. «Вечером
в тот же день (исчезновения тела из погребения - В.К.) , когда апостолы
собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь
Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами - во все дни».
Успение.
Успенье. Успение Пресвятой Богородицы. Успенщина. Большая Пречистая.
Первая Пречистая. Госпожин день. Госпожинки. Дожинки. Отжинки. Обжинки.
Оспожинки. Жнивка. Сапожинки. Выжанки. Божья Матерь считается
народной заступницей. Название дня связывают с именем Богоматери,
называемой Госпожою, и временем сельхозработ. Госпожинки, Госпожин день -
один из главных земледельческих праздников. Сапожинки - обряд окончания
жатвы. Название Выжанки отражает взаимопомощь при окончании жатвы,
вознаграждением служит угощение. Успенщина - великий осенний
праздник. Конец Успенского поста. Кончают вспашку, дожинают хлеб.
Начинают заготовки на зиму. «На Успение огурцы соли, на Сергия (8
октября) капусту руби». День
проводов лета и окончания уборки урожая. Варят пиво, пекут пироги,
убивают барана, созывают гостей пировать, празднуют окончание жатвы. До Петрова дня взорать (вспахать), до Ильина заборонить, до Спаса посеять.
Оканчивается
уборка и посев озимого хлеба. Обряд окончания жатвы называется
сапожинками. По старому общерусскому обычаю на поле оставляли небольшую
горсть несрезанных колосьев, перевязывали их лентой - «завивали бороду» -
и приговаривали: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!»
Делалось это, чтобы вернуть земле силу, потраченную на выращивание
урожая. Перевязанные колосья свивали в венок, пригибали его к земле и
слегка присыпали землей; под эти стебли клали хлеб с солью, низко
кланялись и скрепляли сделанное словами: «Батюшка, Илья-борода! Уроди
ржи, овса, ячменя и пшеницы!» Последний сноп жали молча. Девушки жали
сноп-молчанушку: если заговорит, то жених будет слепой (Костромская
губ.). Последний сжатый сноп - «именинник», он пользуется особым
почетом: его наряжают в сафран или обвивают ситцевыми платками и с
песнями несут на пир честной, называемый «складчинами» или «братчинами»,
так как устраивается он на собранные со всего мира деревенские деньги.
Последний сноп ставят на тябло (полка для икон), под иконы. Затем делают
пожинальницу (яичницу). Последний сноп овсяной жнивы на Покров
скармливают скотине или дают курам, овцам, свиньям, коровам и лошадям -
всем по горсточке (Костромская губ.). Во многих местах последний сноп
сохраняется до Нового года. Сельское товарищество проявляется в
«выжанках», во взаимопомощи при окончании жатвы. Единственным
вознаграждением лиц, явившихся на «выжанку», служит угощение. Заранее
оповещается, что у такого-то тогда-то будет «выжанка». Женщины охотно
идут на «выжанку», имея в виду несколько повеселиться в разгар полевых
работ, обеспечить себе подобную же помощь. Работают с песнями и шутками,
один другого подбодряя».
Если молодое Бабье лето «ведряное - жди ненастья на строе» (с 14 по 21 сентября). Ласточки
отлетают. С Успенья солнце засыпается. Озимь сей за три дня до Успенья и
три после Успенья. До Успенья пахать - лишнюю копну нажать.
29 августа
Третий Спас (Хлебный,Ореховый Спас) Окончание жатвы.
«Это - праздник СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО. Предание свидетельствует, что во
все времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь,
пораженный по всему телу проказой. До него дошел слух о великих
чудесах, творимых Господом; не видя Спасителя, он уверовал в Него как в
Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим
письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему
написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и
увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к нему из-за
большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на
высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа,
но это ему никак не удавалось. Спаситель сам подозвал его, назвал по
имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру
правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления проказы и
наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воды и убрус
(холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатался
Его Божественный Лик.
Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. Получив желанное
исцеление, Авгарь написал на Нерукотворном Образе «Христе Боже, всякий,
уповая на Тебя, не постыдится», украсил его и установил над городскими
воротами. В 944 году Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое
он написал Авгарю, были перенесены в Константинополь. Этот праздник -
перенесение Спаса - и празднуется 29 августа».
Третий Спас. Хлебный Спас. Спас на полотне. Спас на холстах. Сполжинки. Ореховый (поспевают орехи). «Первый
Спас (14 августа) - на воде стоять, второй Спас (19 августа) - яблоки
едят, третий Спас - на зеленых горах холсты продавать». «Третий Спас -
хлеба припас». Пекут пироги из урожая нового хлеба. В этот день ходят к
святым источникам. Последний
отлет ласточек. Считают, что ласточки отлетают в три Спаса. Журавль
отлетает к третьему Спасу. Если он отлетит к этому сроку, «то на Покров
(14 октября) жди мороз, если нет, то зима будет позже». У смородины
обрывают листья, пораженные болезнью «ржавчина».
30 августа
День памяти мученика Мирона пресвитера (250). Начало листопада (первой уронила лист береза, за ней липа, вяз, черемуха и т.д.). Вырезать отплодоносившие побеги малины. Подкормить калием.
31 августа
День мучеников Флора и Лавра. Фрол. Флор и Лавр. День Флора и Лавра. Фрол и Лавёр. Лошадиный, конский праздник. Фрол и Лавёр - лошадники. Дожинки. Досевки. «Фрол
и Лавёр - кончай посев ржи. Фролы-голы. Солят огурцы. Лошадей по общему
и неизменному правилу кормят в полную сыть и ни в коем случае на них не
работают, даже на скачках седлать лошадей не принято. На Фрола и Лавра
не выжигают тавра. Фрол и Лавёр до рабочей лошади добер. Лошадей купали,
завивали лентами их хвост и гривы. На Фрола и Лавра лошадей кропят
святой водой. С Фролова дня засиживают (т.е. работают при огне) ретивые,
а с Семена (14 сентября) - ленивые».
Истек срок зимнего посева. «На
Фрола и Лавра досевки». Кто к этому сроку не отсеется, у того потом
одни фролки (сорняки) родятся. В этот день на лошадях не работают. Они
отдыхают. Их хорошо кормят. Ранний переход средней суточной
температуры воздуха через 10 градусов Цельсия. Начало осенних холодных
утренников. Поспевают поздние летние сорта яблок (Анис алый и др.).
Улетают кукушки, соловьи и другие птички-певуньи. Кукушата улетают
позже. «Смотрели корни у полыни: если побеги корня толсты - следующий год будет урожайным».