Арбитр
Дружба малышей начинается на детской площадке. Однако вмешиваться в процесс общения нужно очень осторожно. Вряд ли стоит подводить своего кроху к другому малышу со словами: "Играйте вместе".
Дети могут даже начать играть, сидя рядом в одной песочнице, но каждый будет играть со своим ведерком. При этом у взрослого создастся иллюзия, что дети общаются.
Игровое общение - это взаимодействие, совместное развитие единого сюжета игры.
Маме следует постоять рядом и посмотреть: а что же происходит в песочнице? Если действительно стоит цель научить ребенка общаться, то собственное увлекательное общение с другими мамами придется прервать на какое-то время.
В ряду с Ромео и Джульеттой
Имена Ореста и Пилада стали нарицательными и являются символом верной и преданной дружбы. В афинской трагедии 5 в. до н. э. Пилад, сын царя Строфия, неизменно выступает как верный друг Ореста, сына царя Агамемнона. Он поддерживает его и в момент совершения мести над убийцами его отца, и в выпавших затем на долю Ореста испытаниях.
Тамада
Самый лучший вариант, если мама сможет вместе со всеми ребятишками на площадке затеять игру. Подойдут нехитрые игры в салки-догонялки и в жмурки.
Жмурки хороши именно тем, что, играя, детям придется обязательно называть друг друга по имени. Это воспитывает уважение и к имени, и к личности другого человека.
Мамам придется потрудиться: уж если они вступают в игру, то играть придется «до победного», пока самый последний игрок не упадет от усталости.
После удачной игры ребенок будет просить повторить эксперимент. На этот раз мама может сказать: а теперь поиграйте без меня. Чадо согласится поиграть без взрослых, если мама пообещает, что будет стоять рядом и наблюдать. И придется наблюдать! А малыш будет то и дело подбегать и докладывать об успехах.
Брейк!
Если дети на площадке или в песочнице затеяли возню или даже драку, не следует немедленно мчаться их разнимать. Пусть малыши постараются разобраться сами. В большинстве случаев дети сами в состоянии это сделать. Но если драка принимает слишком агрессивные формы, тогда мамам следует вмешаться и остановить резвых драчунов.
Сиди, Яша
Российские психологи пришли к грустному выводу, что современные дети не умеют играть в подвижные командные игры. Науку общения хорошо постигать в гостях.
Приведем пример забытой игры наших бабушек и прабабушек, в которую можно поиграть.
"Сиди-сиди, Яша". В эту игру играют дети любого возраста. И особенно весело, если участвуют и малыши, и взрослые - все вперемешку.
Ведущий садится на корточки в круг, закрывает глаза, а хоровод вокруг него распевает: «Сиди, сиди, Яша, под калиновым кустом, грызи-грызи, Яша, орешки каленые, милому дареные». Потом ритм меняется, хоровод перестает двигаться, все хлопают в ладоши: «Чок-чок, пятачок, вставай, Яша, дурачок. Где твоя невеста? В чем она одета? Как ее зовут и откуда привезут?»
Ведущий встает, с закрытыми глазами выбирает кого-то из круга и должен на ощупь узнать, как зовут «невесту».
Игра хороша тем, что у детей развиваются тактильные навыки. И опять же, как в жмурках, в игре в «Яшу» дети должны запомнить всех гостей по именам, а не говорить: «вон тот мальчик» или «а та девочка...»
Школа жизни
Детский сад - своего рода экзамен. Чему научили дома - в саду проявится. Важно время от времени спрашивать ребенка о его садовских друзьях. Интересоваться у воспитателя о манере общения малыша.
Стоит понаблюдать, как кроха входит с сад, как встречается с одногруппниками, как они реагируют на его появление.
Важно понимать, что в этом возрасте дети еще не мчатся друг другу навстречу, как в школе. Но если ребенок охотно идет в сад, быстро отрывается от мамы, легко и безбоязненно перемещается по территории, это свидетельствует о том, что общение со сверстниками успешно. Помочь закрепить дружбу мама может тем, что пригласит друга и его родителей в гости. Во время этих встреч можно поиграть в игру, о которой говорилось выше.
По зову крови
Интересный случай произошел на детских занятиях - малыши играли в волка и зайчиков. Традиционно при появлении волка дети-зайчики прятались под столами. Но вот в группе появился новый мальчик. У него папа - испанец, настоящий мачо. Этот мачо-зайчик так защищал своих собратьев, робких заек, так напугал волка, что тот больше не захотел тревожить зайчишек. А «мачо» стал главным героем группы, с которым все хотели дружить.
Раскомандовался тут!
Родители зачастую совершают ошибку, поощряя своих детей командовать другими малышами, ошибочно принимая это за проявление лидерских качеств. Желание командовать вообще часто путают со стремлением руководить.
Руководить (а значит, быть лидером) - это значит:
* принимать решения, которые важны для целой команды;
* брать на себя ответственность за выбор, стараться осуществить его;
* находить такое решение, которое интересно всем, предлагать ту игру, которую охотно подхватывает вся детская площадка.
Командовать - это заставить всех делать то, что ты хочешь, не считаясь с мнением окружающих. Часть детей с проблемами в общении именно так и ведут себя. Они не могут понять желания другого ребенка, подстроиться под них, предложить совместную игру, интересную обоим, или принять отказ как личное право каждого на выбор, а не как отказ его личности - я не хочу с тобой играть, потому что ты дурак.
Как различать лидерство и командирство? Критерии очень простые: к лидерам тянутся, от командиров шарахаются. Поэтому, если при кажущемся лидерстве вашего ребенка возникают проблемы с дружбой, это повод задуматься. Может, даже сходить на консультацию к психологу.
Не дать засохнуть мозгу
Прикосновения очень важны человеку. Как написал великий психолог Эрик Берн, «без прикосновения ссыхается спинной мозг». Драки детей и возникают оттого, что они нуждаются в контактах, но не знают, как прикоснуться к другому. Агрессивное поведение - своего рода звериный инстинкт. Это самый простой способ вступить в тактильный контакт. Маме надо обязательно предложить альтернативу драке: хорошо - играть, играя, прикасаться к другому.
Юный экспроприатор
Командирство часто проявляется в том, что ребенок отнимает у других игрушки. К 5 годам у детей уже должно быть сформировано понятие своего и чужого. Но малыш упорно этого не признает.
Поэтому маме придется терпеливо напоминать, что это лопаточка Петина. И Петя расстроится оттого, что лопаточку забирают без спросу. Но он позволит с ней временно поиграть, если дать ему взамен покатать свою машинку.
Так вы научите своего малыша меняться, что очень полезно для завязывания дружеских контактов. Чтобы научить ребенка общаться, полезно дома создавать лабораторные условия для общения, то есть придумывать ролевые игры. В них лучше играть без других детей, чтобы не создавать
реклама
дополнительные конфликты, а со взрослыми, которые занимаются детьми.
Здесь нам помогут игрушки.
Например, в лесу живет зайчик и вдруг появляется волк, который хочет отнять у зайчика его любимую морковку.
Как будет себя вести зайчик? А как поведет себя волк? Важно не задавать линии поведения, пусть малыш все придумает сам. Важно понимать, что общение дошколят - это еще не дружба, это пока просто общение.
Дружба предполагает самостоятельные поступки, на которые дошкольник еще в силу своего возраста не способен. Но это хороший фундамент, который непременно вырастет в дружбу. И тогда ваш повзрослевший отпрыск когда-нибудь с гордостью скажет о своем друге: «А мы дружим с детского сада». И в этом будет ваша заслуга тоже!
Ирина КОРЧАГИНА, директор психологического центра «Счастливая семья», При участии детского нейропсихолога Елены ГЛЕБОВОЙ
Источник: http://www.nanya.ru |